Выпускаемое сейчас оборудование серии L-микро® представляет собой единую экспериментальную среду, объединяющую демонстрационное оборудование и наборы для лабораторных работ и практикума . Его ядром является персональный компьютер с измерительным блоком. Для проведения измерений служат датчики физических величин, которые подключаются к измерительному блоку. Компьютерный измерительный комплекс дополняется цифровыми измерителями, применение которых для решения ряда педагогических задач имеет преимущества по сравнению с компьютером. Серийно выпускаемые комплекты оборудования охватывают основные разделы школьного курса. Проблема реализация принципа максимальной технологичности эксперимента (отсутствие времени на подготовку экспериментов) решается в L-микро® путем конструирования оборудования для демонстрационных установок и подробного описания методики проведения опытов - вместе с измерительным блоком и программой, позволяющей вовлечь компьютер в демонстрационный эксперимент, преподаватель получает приборы, сконструированные специально для проведения измерений с помощью датчиков. Именно направленность на датчиковые системы лежит в основе оборудования серии L-микро® . Довольно часто демонстрационные установки для проведения экспериментов включают в себя одни и те же элементы, которые используются в разных сочетаниях. Это позволяет комплектовать оборудование в виде наборов, которые, с одной стороны, объединяют в себя все необходимое для проведения экспериментов данного раздела, а с другой - избавляют от необходимости приобретать и хранить лишние элементы. Более того, частичная или полная сборка демонстрационной установки на глазах учащихся способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Серьезное отношение к понятию "удобство работы учителя" заставляет думать и о таких мелочах, как расходные материалы и принадлежности, правильный подбор которых также обеспечивает успешное проведения эксперимента. Обеспечение такого рода соответствий - задача, решаемая при разработке комплекта, и конечной целью здесь является не только корректность опыта, но и экономия времени на подготовку эксперимента в классе. Создание согласованных с компьютерной измерительной системой комплектов оборудования позволяет обеспечивать воспроизводимость начальных условий опыта и частичную автоматизацию проведения эксперимента. Когда учитель получает в свое распоряжение незнакомое оборудование, ему необходимо помочь использовать его с максимальной эффективностью. Для этого служат методические рекомендации, которые сопровождают все наборы серии L-микро® . Возможности компьютерной измерительной системы L-микро® позволяют осуществить самые сложные измерения, необходимые в школьном курсе, однако в ряде случаев задачи урока могут быть решены одним или двумя приборами, показывающими численные значения измеряемых величин. Для выполнения таких измерений в учебном демонстрационном эксперименте созданы цифровые измерительные приборы серии L-микро® : демонстрационный секундомер и цифровые измерители напряжения, тока и других физических величин, которые компактны и органично вписываются в установку для демонстрационного эксперимента. Основные принципы демонстрационного эксперимента на базе L-микро® : - принцип сопряженности экспериментальной установки с компьютерной измерительной системой
- принцип выполнения эксперимента в соответствии со сценарием, заложенным в компьютерную программу и описанным в методическом руководстве;
- принцип обязательности подготовки учителя к проведению эксперимента с использованием компьютера
- наличие сценария, определяющего порядок проведения эксперимента;
- объединение оборудования в комплекты, предназначенные для изучения определенных разделов курса;
- применение оборудования, сконструированного с учетом использования датчиков или цифровых измерительных приборов.
- обработка данных с помощью компьютерной программы и представление на экране результатов обработки в виде цифр и графиков
- обеспечение повторяемости начальных условий эксперимента, что позволяет накапливать данные в серии последовательных опытов и проводить их совместную обработку
- наличие элементов управления демонстрационной установкой от компьютера
- размещение экспериментальной установки на вертикальной поверхности классной доски с металлической основой.
- измерение физических параметров с необходимой точностью;
- измерение нескольких интервалов времени в рамках одного запуска движения механической системы;
- одновременное измерение, вывод на экран и запись двух параметров физической системы;
- количественное изучение однократных импульсных процессов в электродинамике.
Демонстрационное оборудование L-микро® успешно работает во многих школах России. Первые наборы ("Тепловые явления") были выпущены в 1995 году, с тех пор сотни школ по всей стране были оснащены оборудованием L-микро® . При комплексном оснащении школ г. Москвы учителя приглашаются на цикл лекционно-лабораторных занятий, где новое оборудование демонстрируется в действии, и где они имеют возможность поработать на нем. Сегодня, изучение методики проведения демонстрационного эксперимента на оборудовании серии L-микро® входит в программу обучения студентов ВУЗов и слушателей курсов повышения квалификации региональных институтов повышения квалификации работников образования. |