Search   Map of site  Russian  
L-micro
Мы производим учебное оборудование





Кабинеты




 



Rambler's Top100

Educational equipment: Methodical materials >> Methodical books

Students’ research utilizing the "Optics" set
  • Print version
  • Download Word

    ОПЫТЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРНОГО НАБОРА "ОПТИКА"

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

    Эксперименты по изучению оптических приборов можно предложить в качестве индивидуальной исследовательской работы учащихся. Они не входят в обязательный минимум лабораторных работ, однако могут быть интересны для учащихся, интересующихся физикой и техникой. В рамках этих работ учащимся необходимо исследовать известные приборы на предмет улучшения их параметров, например, разрешающей способности и т.п. Для того, что учащимся было проще разработать методы усовершенствования исследуемых приборов, необходимо четко понимать их назначение, поэтому экспериментальную часть работы можно дополнить соответствующими рефератами или предложить решить несколько специально подобранных задач (см. например [I]). Такие экспериментальные работы могут быть выполнены, например, в рамках факультатива.

    1. Сборка модели зеркального перископа

    Перископ (от греч. periskopeo - смотрю вокруг, осматриваю), оптический прибор для наблюдения из укрытий. Многие перископы позволяют измерять горизонтальные и вертикальные углы на местности и определять расстояние до наблюдаемых объектов. Устройство и оптические характеристики перископы обусловлены его назначением, местом установки и глубиной укрытия, из которого ведётся наблюдение. Простейшим является вертикальный перископ, состоящий из вертикальной зрительной трубы и 2 зеркал, установленных под углом 45о к оси трубы и образующих оптическую систему, которая преломляет световые лучи, идущие от наблюдаемого предмета, и направляет их в глаз наблюдателя. Распространены призменные перископы, в трубе которых вместо зеркал установлены прямоугольные призмы, а также телескопическая линзовая система и оборачивающая система, с помощью которых можно получать увеличенное прямое изображение. Поле зрения перископов при малом увеличении (до 1,5 раза) составляет около 40о; оно обычно уменьшается с ростом увеличения. Некоторые типы перископов позволяют вести круговой обзор.

    Таким образом, в определении устройства заключены те дополнительные задачи, которые можно поставить перед учащимися: 1) сконструировать перископ, позволяющий проводить измерения расстояний; 2) сконструировать призменный перископ; 3) дополнить перископ линзовыми системами в зависимости от каких-либо специфических задач.

    Цель работы:
    используя два зеркала, собрать устройство для наблюдения предмета, скрытого за препятствием.
    Оборудование:
    · планшет,
    · магнитные держатели - 2 шт.,
    · зеркало - 2 шт.,
    · лимб.

    Ход работы.

    1. В средней части рабочего стола поставьте сложенный пополам лист бумаги, как это показано на рисунке. Лист будет выполнять роль препятствия, мешающего рассматривать объект наблюдения. За лист положите лимб, чтобы он не был виден.
    2. Удерживая металлический планшет вертикально, разместите в его нижней части держатель с прикрепленным зеркалом. Держатель разверните так, чтобы зеркало расположилось под углом около 45° к краям планшета.
    3. На противоположном краю планшета разместите второй держатель с зеркалом.
    4. Направьте планшет в сторону лимба, лежащего за учебником.
    5. Разверните нижнее зеркало так, чтобы в нем появилось изображение верхнего зеркала.
    6. Поворачивая верхнее зеркало, добейтесь появления изображения лимба в нижнем зеркале.
    7. Экспериментально установите, как расстояние между зеркалами влияет на величину части лимба, наблюдаемую в зеркале.
    8. Зарисуйте расположение зеркал на планшете, при котором удалось рассмотреть лимб, и постройте ход лучей в зеркалах.
    9. Укажите возможные области применения устройства, модель которого была собрана в работе.
    2. Сборка модели проекционного аппарата

    Проекционный аппарат - оптическое устройство, формирующее изображения оптические объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном. По способу освещения объекта различают диаскопический, эпископический и эпидиаскопический проекционные аппараты. В диаскопическом проекционном аппарате (диапроекторе) (см. рис.) изображение на экране создаётся световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный объект (диапозитив, киноплёнку). Разновидностью диаскопического проекционного аппарата является кинопроекционный аппарат, в котором высвечиваемый прозрачный объект (киноплёнка) перемещается определённым образом для создания эффекта движения на экране. От диапроектора следует отличать диаскоп - прибор, в котором световые лучи, проходящие сквозь прозрачный объект, позволяют рассматривать его через окуляр. Диапроекторы - самая многочисленная и разнообразная группа проекционных аппаратов, предназначенная для фотопечати, просмотра диапозитивов, чтения микрофильмов, обработки аэрофотоснимков и т.д.

      Диаскопические проекционный аппарат: 1 - источник света, 2 - конденсор, 3 - объект, 4 - объектив, 5 - экран.

    Эпископический проекционный аппарат (см. рис.) проецирует на экран изображение непрозрачного объекта с помощью лучей, отражаемых и рассеиваемых этим объектом. К ним относятся эпископы, приборы для копирования топографических карт, проецирования рисунков и т.д.

      Эпископические проекционный аппарат: 1 - источники света, 2 - зеркала, 3 - непрозрачный объект, 4 - линзовая система, 5 - зеркало, 6 - экран.

    Эпидиаскопический проекционный аппарат представляет собой комбинацию диаскопического и эпископического приборов, допускающую проецирование как прозрачных, так и непрозрачных объектов.

    Проекционный аппарат состоит из механических и оптических частей. Механическая часть проекционный аппарат обеспечивает определённое положение объектов относительно оптической части, смену бъектов и требуемую длительность их проецирования. Оптическая часть, осуществляющая процесс проецирования, состоит из осветительной системы (включающей источник света и конденсор) и проекционного объектива.

    Предложите учащимся выбрать одну из схем проекционного аппарат для исследования. В зависимости от поставленной задачи подберите оборудование (имеется ввиду упрощенная схема устройства).

    Цель работы:
    исследовать назначение основных частей оптической схемы проекционного аппарата и получить представление о способах ее настройки.
    Оборудование:
    · источник электропитания,
    · лампа,
    · ключ,
    · экран со щелью,
    · магнитный держатель - 3 шт.,
    · собирающая линза - 2 шт.,
    · планшет,
    · лист с разметкой,
    · соединительные провода,
    · прозрачная пластина.

    Ход работы.

    1. Накройте планшет листом с разметкой.
    2. Получите на экране поочередно с помощью каждой из линз изображение удаленного предмета и определите, какая из них имеет меньшее фокусное расстояние.
    3. Вблизи одного из коротких краев планшета разметите лампу и ключ. Соберите цепь для питания лампы. На противоположном краю планшета поставьте экран.
    4. Установите рядом с лампой держатель с короткофокусной линзой. Центр линзы и нить накала лампы должны находиться над средней линией разметки и на одной высоте над планшетом.
    5. Включите лампу и, меняя расстояние до линзы, установите ее в точке фокуса линзы. При этом за линзой будет распространяться параллельный световой пучок. Проверить качество этой настройки можно с помощью экрана. Если экран приближать или удалять от линзы, то при правильной настройке диаметр светлого пятна на нем не должен заметно меняться.
    6. Вплотную к держателю с линзой поставьте держатель с прозрачной пластиной.
    7. Между пластиной и экраном установите держатель с длиннофокусной линзой. Центр этой линзы также должен находиться над средней линией разметки и на одной высоте с короткофокусной линзой. Схема установки показана на рисунке.
    8. Перемещая длиннофокусную линзу вдоль средней линии разметки, получите на экране четкое изображение рисунка, нанесенного на прозрачной пластине.
    9. Удалите с держателя короткофокусную линзу и обратите внимание на изменение качества изображения на экране. Сделайте вывод о значении короткофокусной линзы-конденсора для получения изображения необходимой яркости.
    10. Верните линзу на прежнее место и найдите такое ее положение на держателе, при котором изображение на экране имело бы одинаковую яркость.
    11. Удалите с держателя длиннофокусную линзу и обратите внимание на изменение качества изображения на экране. Сделайте вывод о значении длиннофокусной линзы - объектива для получения изображения необходимой четкости.
    12. Верните линзу на прежнее место и найдите такое ее положение на держателе, при котором изображение на экране имело бы одинаковую яркость.
    13. Меняя расстояния от пластины до объектива и от объектива до экрана, установите, как от этого зависит увеличение изображения, даваемого проекционным аппаратом.
    14. Установите зависимость между увеличением проекционного аппарата и яркостью получаемого изображения
    3. Сборка модели микроскопа

    Микроскоп - оптический прибор для получения сильно увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным взглядом.

    Прежде всего, предложите учащимся разработать упрощенную схему микроскопа. Это даст возможность понять, какие-элементы микроскопа являются основными.

    Оборудование:
    · линза собирающая "ЛС1",
    · линза собирающая "ЛС2",
    · плоское зеркало,
    · магнитный держатель - 3 шт.,
    · планшет,
    · прозрачная пластина,
    · экран.

    Ход работы.

    1. Накройте планшет листом с разметкой.
    2. Получите на экране поочередно с помощью каждой из линз изображение удаленного предмета и определите, какая из них имеет меньшее фокусное расстояние.
    3. На планшете разместите зеркало и прозрачную пластину, закрепленные на держателях.
    4. Планшет расположите перед собой так, чтобы луч зрения скользил вдоль его поверхности и, пройдя сквозь прозрачную пленку, попадал на зеркало.
    5. Зеркало разверните к источнику света (окну или лампе) и установите в таком положении, при котором прозрачная пленка окажется максимально освещенной отраженным от зеркала светом (рис.).
    6. Рядом с пленкой разместите держатель с короткофокусной линзой - объективом. Оптическая ось линзы должна совпадать с лучом зрения наблюдателя.
    7. Затем устанавливают держатель с длиннофокусной линзой - окуляром. Ее главная оптическая ось также должна совпасть с лучом зрения на пленку.
    8. Перемещая держатель с окуляром по лучу зрения, добейтесь четкого изображения нанесенного на пленку рисунка.
    9. Изменяя расстояние от пленки до объектива, определите зависимость от него увеличения, даваемого микроскопом. Обратите внимание на связь увеличения с искажениями объекта наблюдения.

    ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБЫ - это оптические приборы, предназначенные для рассмотрения удаленных предметов, к которым мы не можем приблизиться. С помощью объектива зрительной трубы получают изображение предмета вблизи глаза, а затем это изображение рассматривают в окуляр как в лупу. К зрительным трубам, кроме труб специального назначения (трубы Кеплера и Галилея) относятся также бинокли, телескопы и т.п.

    4. Сборка модели трубы Кеплера
    Цель работы:
    используя две собирающие линзы, изготовить приспособление для наблюдения удаленных предметов.
    Оборудование:
    · линза собирающая "ЛС1",
    · линза собирающая "ЛС2",
    · магнитные держатели - 2 шт.,
    · планшет,
    · лист с разметкой,
    · экран.

    Ход работы.

    1. Накройте планшет листом с разметкой.
    2. Получите на экране поочередно с помощью каждой из линз изображение удаленного предмета и определите, какая из них имеет меньшее фокусное расстояние.
    3. На краю планшета установите держатель с короткофокусной линзой-окуляром. На некотором расстоянии от нее установите держатель с длиннофокусной линзой-объективом.
    4. Скорректируйте положения линз так, чтобы их оптические оси оказались на одной линии, а их центры - на одной высоте над планшетом.
    5. Посмотрите сквозь обе линзы на удаленный предмет и, меняя расстояние между ними, добейтесь его четкого изображения.
    6. Обратите внимание на особенности полученного изображения (прямое или перевернутое, уменьшенное или увеличенное). Проверьте утверждение о том, что четкое изображение удаленного предмета, даваемое трубой Кеплера, получается тогда, когда расстояние между центрами окуляра и объектива равно сумме их фокусных расстояний.
    5. Сборка модели трубы Галилея
    Цель работы:
    Используя собирающую и рассеивающую линзы, изготовить приспособление для наблюдения удаленных предметов. 2. Ознакомиться со способом оценки фокусного расстояния рассеивающей линзы.
    Оборудование:
    · линза собирающая "ЛС1",
    · линза рассеивающая "ЛР",
    · магнитные держатели - 2 шт.,
    · планшет,
    · лист с разметкой,
    · экран.

    Ход работы.

    1. Накройте планшет листом с разметкой,
    2. Получите на экране с помощью собирающей линзы изображение удаленного предмета и определите ее фокусное расстояние.
    3. На краю планшета установите держатель с рассеивающей линзой - окуляром. На некотором расстоянии от нее держатель с собирающей линзой - объективом.
    4. Скорректируйте положения линз так, чтобы их оптические оси оказались на одной линии, а их центры - на одной высоте над планшетом.
    5. Посмотрите сквозь обе линзы на удаленный предмет и, меняя расстояние между ними, добейтесь его четкого изображения.
    6. Обратите внимание на особенности полученного изображения (прямое или перевернутое, уменьшенное или увеличенное).
    7. Измерьте расстояние между центрами линз.
    8. Определите примерную величину фокусного расстояния рассеивающей линзы. (Для выполнения этого задания учитывают, что четкое изображение удаленного предмета, рассматриваемого через собирающую и рассеивающую линзы, получается тогда, когда расстояние между их центрами примерно равно разности фокусных расстояний этих линз).
    9. Довольно часто при наблюдении удаленных предметов возникает необходимость рассмотрения более мелких деталей, то есть возникает проблема улучшения разрешающей способности зрительных труб. Предложите способы решения этой проблемы.
    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

    Основными требованиями, предъявляемыми при использовании метода проектов являются: наличие значимой исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; использование исследовательских методов.

    При выборе проблемы, которую можно предложить учащимся, разумеется, нельзя не учитывать ограничений, накладываемых имеющимся оборудованием.

    Примером такого проекта может служить использование особенностей зрения животных и рыб, живущих под водой. Особенно интересным объектом являются дельфины - единственное животное, которое видит одинаково хорошо как в воде, так и на суше (см., например, [II]).

    Исследованием этой проблемы ученые заинтересовались достаточно давно. В книге В. Сибрука "Роберт Вуд" дано великолепное описание экспериментов, проведенных этим великолепным физиком, а также их результаты. Методы работы Р. Вуда, кстати, являются прерасной иллюстрацией проектной деятельности.

    Однако, эта проблема до конца не решена до сих пор, о чем свидетельствуют публикации последнего времени. Для работы над этим проектом понадобиться много дополнительных сведений из самых разных отраслей знания (биологии, физики, географии и т.п.).

    Для отработки экспериментальных навыков и моделирования конкретных сред можно предложить решить ряд более простых задач (см. 4.1-4.3)

    В качестве другого примера проектной работы может быть решена задача: создания системы, защищающей водителей автомобилей от ослепления встречным транспортом. Учитывая возросшее количество автомобилей и использование ими ярких галогеновых фар, задача становится весьма актуальной. В качестве одного из возможных путей решения можно предложить сначала решение экспериментальной задачи по наблюдению поляризации (см. 4.4).

    4.1. Исследование преломления света на границе раздела двух сред
    Цель работы:
    сравнить величины углов падения и преломления света при его прохождении из воздуха в стекло и из стекла в воздух.
    Оборудование:
    · лампа,
    · ключ,
    · пластина с параллельными гранями,
    · планшет,
    · лист белой бумаги,
    · транспортир,
    · соединительные провода,
    · источник электропитания.

    Ход работы.

    1. Накройте планшет листом белой бумаги. На листе разместите лампу и ключ. В 3-4 см от лампы поставьте экран со щелью.
    2. Лампу соедините с ключом и подключите к источнику электропитания.
    3. Включите лампу и, перемещая экран, добейтесь, чтобы из его щели выходил узкий луч света перпендикулярно поверхности экрана.
    4. В 3-4см от экрана разместите стеклянную пластину так, чтобы свет падал под некоторым углом на середину ее малого основания. Схема установки изображена на рисунке 1.
    5. Увеличивая угол падения света на пластину, найдите такое ее положение, при котором луч, вышедший из пластины, еще хорошо заметен и имеет значительное смещение относительно луча, падающего на пластину.
    6. Обведите на листе контур основания пластины.
    7. Отметьте на бумаге две точки, через которые проходит луч света, падающий на пластину. Расстояние между точками должно быть по возможности больше. Еще две точки отметьте по ходу луча, вышедшего из пластины.
    8. Отключите лампу и разберите установку.
    9. Восстановите на листе бумаги ход луча света до падения на пластину (рис. 2) и определите место, в котором луч попал на ее поверхность. Для этого соедините линией две точки, сделанные на бумаге по ходу падающего луча, и продолжите линию до пересечения с контуром пластины.
    10. Восстановите на бумаге ход луча, вышедшего из пластины и определите место, в котором он вышел из пластины.
    11. Восстановите на бумаге ход луча внутри пластины. Для этого соедините линией точки входа луча внутрь пластины и выхода из нее.
    12. Постройте перпендикуляры к контуру пластины в тех местах, где луч попал на поверхность пластины и вышел из нее.
    13. Определите транспортиром углы падения и преломления света при его переходе из воздуха в стекло. Укажите, какой из углов больше.
    14. Определите и сравните величины углов преломления света при его переходе из стекла в воздух.
    15. Сравните, как соотносятся величины углов падения и преломления света при его переходе из воздуха в стекло и из стекла в воздух.
    4.2. Наблюдение преломления света призмой
    Цель работы:
    исследовать влияние прозрачной призмы на распространение светового луча.
    Оборудование:
    · источник электропитания,
    · лампа,
    · ключ,
    · пластина с параллельными гранями,
    · кювета с водой,
    · планшет,
    · лист белой бумаги,
    · соединительные провода.

    Ход работы.

    1. Рассмотрите стеклянную пластину и укажите в ней зоны, которые можно считать прямоугольным параллелепипедом, треугольной призмой с малой скошенной гранью, треугольной призмой с большой скошенной гранью (рис. 1). В дальнейшем стороны призм, которыми они примыкают к параллелепипеду, будут именоваться основаниями призм (стороны АС и РВ), углы, противоположные основаниям - преломляющими углами (угол АВС и ОЕР).
    2. Накройте планшет листом белой бумаги и установите на него лампу с ключом. В 3-4 см от лампы разместите экран со щелью.
    3. Соберите электрическую цепь для питания лампы.
    4. Включите лампу и скорректируйте положение экрана так, чтобы выходящий через щель луч был перпендикулярен его поверхности.
    5. На пути прошедшего через щель луча поместите стеклянную пластину. Свет должен падать на середину ее скошенной грани.
    6. На листе бумаги обведите контур пластины, отметьте две точки, через которые проходит падающий на пластину световой луч и две точки, по которым проходит луч, вышедший из пластины.
    7. Выключите лампу, снимите с планшета платину, и по сделанным на листе меткам постройте ход луча до падения на пластину и после выхода из нее.
    8. Определив построением точки, в которых луч входит и выходит из пластины, постройте ход луча внутри нее.
    9. Пунктиром обозначьте ход луча в том случае, если бы на его пути не оказалась пластина.
    10. Сравнивая направления распространения света за экраном до падения на пластину и после выхода из нее, сделайте вывод о справедливости утверждения: "При прохождении через треугольную призму луч света отклоняется к ее основанию".
    11. Установите пластину снова на планшет, так чтобы свет падал под прежним углом на другую скошенную грань.
    12. Сравнивая отклонение луча призмами в двух опытах, определите, как оно связано с величиной преломляющего угла.
    13. Замените пластину кюветой с водой. Свет должен падать на середину ее малой грани. Прямоугольная форма кюветы позволяет рассматривать ее как две треугольные призмы сложенные вместе их основаниями.
    14. Повторите действия, указанные в пунктах 6-11 и докажите, что при прохождении света через две смежные грани прямоугольной призмы, он изменяет направление распространения, отклоняясь в сторону от преломляющего угла.
    4.3. Исследование явления преломления света
    Цель работы:
    экспериментально подтвердить утверждение о том, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.
    Оборудование:
    · источник электропитания,
    · лампа,
    · ключ,
    · экран со щелью,
    · прозрачный полуцилиндр,
    · лимб,
    · пластиковый коврик,
    · планшет,

    Ход работы.

    1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.
      № опытаУгол падения а, °Угол преломления р, °   
       
            
    2. Соберите установку, схема которой показана на рисунке. Лампу, ключ и экран установите на планшет. Лампу и ключ соедините последовательно и подключите к источнику электропитания. Экран разместите в 3-4 см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.
    3. Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет пластиковый коврик, а на него лимб. Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.
    4. Определите цену деления шкалы лимба.
    5. В центре лимба установите прозрачный полуцилиндр. Проследите, чтобы основание полуцилиндра вписалось в линии его контура, нанесенные на лимбе, а луч света падал перпендикулярно плоской поверхности полуцилиндра точно в ее середину.
    6. Занесите в таблицу исходные значения угла падения и угла преломления света.
    7. Поверните лимб с лежащим на нем полуцилиндром так, чтобы угол падения света на плоскую поверхность полуцилиндра стал равен 10о. Измерьте и занесите в таблицу значения углов падения и преломления света.
    8. Повторите опыт 5-6 раз, увеличивая каждый раз угол падения на 10°. Перед измерением углов проверяйте, попадает ли свет на середину плоской поверхности полуцилиндра.
    9. Вычислите значения синусов углов падения и преломления света.
    10. Вычислите для каждого опыта отношение синусов углов падения и преломления.
    11. Сравните значения полученных отношений.
    4.4. Наблюдение поляризации света
    Цель работы:
    1. Исследовать зависимость интенсивности света, прошедшего через два поляроида от их взаимной ориентации;
    2. Наблюдать поляризацию света при отражении и установить ее зависимость от материала отражающего предмета и угла падания.
    Оборудование:
    · источник электропитания,
    · лампа,
    · ключ,
    · экран со щелью,
    · поляроиды в оправах (2 шт.),
    · магнитный держатель (2 шт.),
    · прозрачная пластина,
    · зеркало,
    · планшет,
    · лимб,
    · соединительные провода.

    Ход работы.

    1. Установите на планшет лампу с ключом и соберите цепь для ее включения.
    2. Рядом с лампой поместите держатель с поляроидом. На расстоянии 4-5см от первого разместите второй поляроид, а за ним экран. Схема установки для первой части работы показана на рисунке.
    3. Включите лампу и скорректируйте положения поляроидов. Поляроиды должны располагаться параллельно друг другу, а их центры устанавливают на одной высоте с нитью накала лампы и на одной линии, идущей от лампы к экрану. Стрелки на оправах поляроидов ориентируют в одну сторону. На экране при этом наблюдают светлое пятно равномерной освещенности.
    4. Поверните поляроид на первой оправе на 90° относительно горизонтальной оси и определите, как при этом изменится яркость светового пятна на экране.
    5. Определите, как изменится яркость экрана при повороте второго поляроида также на 90о.
    6. Поверните поляроид на первой оправе на 360о и определите сколько раз при этом менялась яркость пятна на экране.
    7. Повторите опыт со вторым поляроидом и сделайте вывод о влиянии взаимной ориентации поляроидов на интенсивность прошедшего через них светового потока.
    8. Рядом с лампой поместите экран со щелью. С другой стороны экрана положите на планшет лимб, в центре которого установлен держатель с прикрепленным зеркалом. Световой пучок, вышедший из щели экрана, должен падать на середину зеркала под углом около 50°-60о.
    9. На пути отраженного зеркалом света поместите держатель с поляроидом. Схема установки для этой части работы показана на рисунке.
    10. Посмотрите на отражение лампы в зеркале через (рис.) поляроид и, вращая его относительно горизонтальной оси, определите, удается ли обнаружить поляризацию света, отраженного зеркалом.
    11. Замените зеркало прозрачной стеклянной пластиной, повторите опыт и сделайте вывод о том, как материал отражающего свет предмета влияет на поляризацию света при отражении.
    12. Меняя угол падения света на пластину, определите, как от этого зависит степень поляризации отраженного света.
    4.5. Наблюдение явления дисперсии
    Цель работы:
    изучение дисперсии света в воде.
    Оборудование:
    · источник электропитания,
    · лампа,
    · ключ,
    · экран со щелью,
    · кювета с водой,
    · соединительные провода,
    · лист белой бумаги.

    Ход работы.

    1. Установите на планшет лампу с ключом и соберите цепь для ее; включения.
    2. В 3-4 см от лампы поместите экран со щелью.
    3. В 3-4 см от экрана по другую его сторону установите кювету с водой.
    4. Включите лампу и направьте световой луч, вышедший из щели экрана на середину узкой грани кюветы.
    5. Поворачивая кювету относительно падающего луча, добейтесь, чтобы из ее широкой грани вышел окрашенный световой луч.
    6. Изготовьте самодельный экран, согнув лист белой бумаги под прямым углом и, разметив его на пути луча, вышедшего из кюветы, наблюдайте полученный спектр.
    7. Определите, в каком порядке чередуются цвета спектра относительно основания преломляющей призмы. Положение основания призмы можно указать, если рассматривать прямоугольную кювету как две треугольные призмы, имеющие вершины с углами 90°, которые соединены вместе своими основаниями так, что образуют прямоугольный параллелепипед. Ход лучей в опыте показан на рисунке.

    Литература.


    . Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика: 11 класс. - М.: Дрофа, 2001.
    . Российская наука: Выстоять и возродиться. - М.: Наука, 1997.


    ©1992-2024. «L-Micro»      design by Silent Art       created by Elena Mitkina UP